Вход
Регистрация
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Исторические факты

  • Виды старой Казани
  • История генерального плана
    • Первоначально поселение на территории современной Казани являлось укрепленным пунктом в низовьях реки Казанки, которое контролировало волжский путь речной путь. Площадь города в XIII веке составляла 0,013 тыс.га.

      В XIV- XVI вв. Казань является столицей Казанского ханства. Площадь города увеличивается до 0,2 тыс.га.

      После вхождения Казани в состав Московии границы посада расширились, захватив территории левобережья протоки Булак. Численность городского населения во второй половине XVI века составляла 7 тыс. человек, площадь города 0,3 тыс.га.

      До середины XVIII Казань развивается как средневековый город с нерегулярной   планировочной сеткой улиц, с сохранением основных   трассировок улиц в южном и восточном направлениях.

      Основным материалом для строительства того периода было дерево. Бесконечные пожары стали одной из причин градостроительной реорганизации общероссийского масштаба. Казань входит в список 200 крупнейших российских городов, подлежащих регулированию. В 1768 году архитектором В.И.Кафтыревым разрабатывается и «Высочайше» утверждается Генеральный план г.Казани, в соответствии с которым город застраивается до середины XIX века. Освоение новых территорий в северо-западной части города, вдоль реки Казанки, получают Адмиралтейская и Пороховая слободы.

      В 1840-50-х годах губернским архитектором Ф.Петонди разрабатывается новый Генеральный план г.Казани, в соответствии с которым город расширяет свои границы с преимуществом в южном и восточном направлениях.

      Строительство железной дороги в конце XIX века, соединяющей западные и восточные регионы России, способствовало новому экономическому подъему города. Казань, будучи крупнейшим образовательным центром России, становиться еще и одним из крупнейших промышленных городов. Свободные от застройки территории вдоль железной дороги, проложенной в юго-западной части города, активно застраиваются промышленными предприятиями. Численность населения Казани увеличивается до 130 тысяч в 1897 году.

      Политические преобразования, которые произошли в стране после 1917 года с победой социализма, требуют освоения новых городских территорий под строительство новых промышленных предприятий. Взятый в СССР курс на индустриализацию, вылился в Казани в развитие и создание крупных промышленных зон, строительство при них рабочих поселков, со строчной застройкой, аскетический конструктивизм которой получил прозвище «коробочной архитектуры».

      Активное промышленное строительство ведется в южной части (вдоль озера Кабан) и в северной части города, вдоль транзитной железнодорожной магистрали Москва-Свердловск (Екатеринбург). Численность населения составляет на 1939 год 348 тысяч человек.

      При этом Казань сохраняет за собой право крупнейшего образовательного центра страны. В 30-е годы стоится: Химико-технологический институт (КХТИ), Финансово-экономический институт (КФЭИ), Авиационный институт (КАИ), Инженерно-строительный институт (КИСИ).

      Новое строительство отвечало взятому курсу на «критическое освоение прошлого». На месте разрушенных церквей и исторической застройки строятся жилые дома нового образца, так называемые дома коммуны, дворцы культуры, торговые центры.   С 1931 по 1941 годы, со сменой нескольких редакций, проектным институтом Ленгипрогор, под руководством архитектора И.С.Носова, разрабатывается и утверждается за три дня до начала войны проект планировки Казани, получивший название «Большая Казань». Данным проектом осуществлялось важнейшее в советскую эпоху градостроительное преобразование - «прием Куйбышевского моря» у стен Кремля со строительством комплекса речного порта и уникальной инженерной защиты города (дамбы, плотины, мосты, общей протяженность 25 километров). Основные идеи проекта « Большая Казань» - организация 12-ти километрового транспортного интеграла Север-Юг с выходом центра на Волгу, легли в основу последующих Генеральных планов города, в том числе и утвержденного в декабре 2007 года (Большое и Малое транспортные кольца).

      Вторая мировая война вносит свои коррективы. С западных регионов страны в Казань эвакуируются заводы. Новые территории площадью 182 га, необходимые для размещения заводов, отводятся в северном и южном промышленных районах. Для размещения эвакуированного населения ведется большое барачное строительство, которое в последующие годы пришлось долго преодолевать. Выполнение санитарных норм по разрывам, при наличии в южной части свободных территорий, создавали серьезные препятствия для строительства жилья. Это привело к километровым отрывам существующей жилой застройки от промышленных предприятий. Благоприятными территориями для развития новой жилой застройки стали периферийные территории по Сибирскому тракту в северо-восточной части города.

      В результате концентрации промышленности, в Казани происходило разрастание территории городской застройки, ухудшение условий расселения и возникновение трудностей при размещении текущего жилого строительства.

      Такие обстоятельства послужили основанием для принятия в 1956-1959 гг. государственных решений о включении Казани в перечень городов, в которых запрещалось размещение новых промышленных предприятий, за исключением предприятий, связанных с обслуживанием населения.

      С необходимостью поднятия уровня Куйбышевского водохранилища с 1954 по 1956 годы по береговой линии сооружается инженерная защита. В 1954 году, под руководством архитекторов П.А.Саначина и Г.И.Солдатова, разрабатывается проект перепланировки Казани, получивший название «Волга». Данным проектом предлагалась полная реорганизация исторического центра, взамен исторической застройке планируется многоэтажное новое строительство. Реализация проекта требовала серьезных финансовых вложений, включающих затраты на строительство и реконструкцию дорог, инженерную подготовку центральной и периферийных районов города, комплексную реорганизацию самого центра с массовым отселением горожан из существующей исторической застройки во вновь отстроенные жилые микрорайоны. Высокая стоимость и низкие темпы по технологии строительства зданий образца 50-х годов не могли решить острую проблему нехватки жилья. Проект был реализован фрагментарно в центральной, северной и юго-восточной частях города. Положительным от нереализуемости проекта «Волга» стал факт того, что Казань получила серьезный шанс сохранить свое историческое архитектурное наследие.

      В 60-е годы страна берет курс на массовое строительство. На смену индивидуальному и дорогому   пришло типовое, индустриальное и дешевое.    

      С 1965-68г. «Ленгипрогором» выполняется, а в 1969 утверждается, Генеральный план г.Казани. Причинами стали: строительство новых промышленных предприятий; изменение проектного уровня реки Волга; увеличение численности населения, которая составила 762 тысячи человек; включение в городскую черту крупных жилых поселков Юдино и Дербышки.

      Генеральным планом 1969 г. был составлен прогноз дальнейшего развития промышленности с расчетными сроками на 1980 и 2000 г.

      Генеральным планом г.Казани 1969 г. в сфере промышленности были сохранены раннее принятые принципиальные положения. Несмотря на ограничительный характер промышленного развития, генеральным планом предполагалось дальнейшее развитие процессов концентрации промышленности города и производственной кооперации между предприятиями, что должно было повлечь за собой необходимость расширения занимаемых или выделения новых территорий.

      Генеральным планом 1969 года были заложены проектные предложения по переносу 20 промышленных объектов, преимущественно из центральной части города. По факту 18 из них были перенесены или ликвидированы.

      Перспективное развитие города предполагалось в восточном направлении (территории Казанского аэропорта гражданской авиации и прилегающих к нему сельскохозяйственных земель), в юго-восточном направлении (земли Татарской республиканской опытной сельскохозяйственной станции), в южном направлении (земли учебного хозяйства Казанского сельскохозяйственного института и земель, занятых воинским полигоном и намеченным к выносу за городскую обходную автодорогу), на правом побережье реки Казанки (заболоченные территории Восточного Заречья). Такое освоение земель образовывало, в целом, компактную структуру города.

      Почти все свободные территории, предусмотренные под застройку Генеральным планом 1969г. на сегодня освоены. В северо-восточном направлении (жилые районы Азино, новые кварталы поселка Дербышки), в юго-восточном направлении (жилые районы Танкодром, Горки, застройка в районе учхоза Сельхозинститута), в Восточном заречье (заболоченные территории правобережья р.Казанки), в Западном Заречье (микрорайоны по ул.Кулахметова, Фрунзе), в Юдино и Северном заречье (застроены небольшие резервные территории). С открытием моста через Казанку активное освоение территории ведется в Восточном Заречье.

      Освоение территории активизировалось в 1996-2004гг. с принятием республиканской Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилого фонда. Значительные объемы ветхой застройки , 80% которых приходилось на центр города, потребовали массового переселения жителей в новые кварталы. В течение 8 лет из 4 тысяч исторических зданий, признанных ветхими, ежегодно отселялось около 2 тысяч семей. Это поставило город перед серьезной задачей сохранения его исторического наследия. Меры, принимаемые городом в части контроля за сносом исторических зданий по формальному признаку удались, по факту, исторический центр утратил на сегодня 40% своей исторической застройки.

      В 2005 году проектным институтом «Казгражданпроект»начинается разработка нового Генерального плана г.Казани, который утверждается в 2007 году.   Генеральным планом предусмотрено интенсивное развитие городского округа за счет максимального использования внутренних территориальных резервов: вывод коллективных садов за пределы БКК, застройку земельных участков сельскохозяйственного использования, реконструкцию сложившихся районов с низкой плотностью застройки (Большая Крыловка, Аметьево), повышение плотности промышленных и коммунально-складских территорий, освоение подземного пространства города.

      Кроме того, упор делается на развитие природно-рекреационного каркаса с воссозданием его исторических элементов, реконструкцию ядра городского центра с целью усиления роли ядра как культурного и общественного символа.

  • Главные архитекторы Казани
    • Федоров Дмитрий Михайлович

      1936 - 1938 гг.

      1921-1923 - Руководитель отдела Городского и Сельского строительства Комгоссоора при СНК ТАССР.

      С 1922 - Преподаватель Казанского архитектурно-художественного Института.

      1924-1927 - Архитектор при Управлении Татинженера ТАССР.

      1927-1934 - Начальник и главный архитектор конторы "ТАТПРОЕКТ".

      С 1934 - архитектор Стройтреста.

      С 1935 - эксперт Архитектурного Совета.

      1936-1938 - Первый Главный городской архитектор.

      С 1937 г. - председатель Архитектурного Совета Казгорсовета. Член ОСА.

      Один из создателей Татарского филиала Союза Советских Архитекторов, заместитель председателя Оргбюро Татарского филиала Союза Советских Архитекторов.

      Как практик выполнил проекты:
      1) лестница в Ленинском саду, 1924 г., (совместно с Ф.П.Гавриловым);
      2) "Дом Чекиста" ОГПУ (ул.К.Маркса, 23/6), 1934-1938 гг.;
      3) конкурсный проект Памятника Содружества Народов;
      4) конкурсный проект бани №3.

       

      Чернядьев Иван Еремеевич

      1938 - 1939 гг.

      1936-1939 - работал в Казани в Управлении Главного городского архитектора.

      1938-1939 - Главный городской архитектор.

      1939 - создатель Архитектурно-планировочного управления Горкомхоза.

      С 1941 - Участник ВОВ.

      По его проектам построены:

      1) общежитие студентов Авиаинститута (ул.Б.Красная, 7/9), 1935-1937; 

      2) клуб "Меховщиков" (место Борисоглебской церкви, ул. Г.Тукая, 91); арх. И.Г.Гайнутдинов, Д.И.Тихонов, И.Е.Чернядьев, 1937 г.;

      3) здание общежития Госуниверситета (ул.Гоголя,16), 1936 г.;

      4) жилой дом (улДостоевского,79), 1939 г.

       

      Копец Семен Степанович

      1940 - 1957 гг.

      До 1934 - Архитектор в  проектной конторе "Казнадстрой".

      1934-1936 - архитектор в АПМ Горсовета.

      1936-1941 - начальник АПМ Горсовета.

      1946-1951 - начальник АПМ Казгорисполкома.

      1940-1957 - Главный архитектор Казани.

      1944-1946 - председатель правления Союза Советских Архитекторов ТАССР.

      Как архитектор-практик выполнил множество проектов жилых домов, среди них:
      1) жилой дом Валтреста (ул.Татарстан, 3/2), 1935-1937 (в соавторстве с Вик.Дубровиным);
      2) жилой дом И.Т.Р. треста Союзмуки (крыло по ул.Лесгафта), (ул.Лесгафта, 2/19), 1936 г.;
      3) жилой дом Льнокомбината, 1935 г.;
      4) жилой дом комбината "Спартак", 1938 г.;
      5) жилой дом завода "Серп и молот", 1938 г.;
      а также Центральный рынок Казани, 1937.

         

      Солдатов Георгий Иванович

      1957 - 1971 гг.

      С 1942 - архитектор Гипроавиапрома.

      1942-1945 - участник ВОВ. Награды (боевые): орден "Красной Звезды" (1944), медали "За отвагу" (1943), "За взятие Будапешта" (1945), "За взятие Вены" (1945), "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945).

      1946-1951 - архитектор Архитектурно-проектной мастерской Управления по делам архитектуры при СМ ТАССР.

      1951-1957 - главный архитектор проектов проектной конторы "Татпроект".

      1957-1971 - главный архитектор Казани.

      С 1971 - начальник отдела генпланов в институте "Татаргражданпроект".

      С 1977 - в институте "Казгражданпроект".

      С 1988 - начальник сектора дежурного плана Казани.

      1947-1971 - депутат Казанского городского Совета.

      С 1958 - секретарь правления ТО Союза архитекторов РСФСР.

      Проектную деятельность (за некоторым исключением) вел совместно со своим напарником и другом П.А.Саначиным. Это проекты генеральных планов, детальных планировок, проекты застроек, архитектурные проекты зданий, наиболее значительные из которых относятся  к первой половине 1950-х годов (к периоду послевоенного неоклассицизма и советского ампира).

      Генпроекты и проекты застройки

      Городов: 
      - проекты застройки кварталов 9, 30-32, 40, 41 и жилых домов в г.Зеленодольске (1946-1956);
      - генплан и проекты планировки и застройки г.Бугульмы (в т.ч. центра и жилых комплексов) (1948-1965);
      - генплан г.Лениногорска (в т.ч. кварталов 30-32) (1948-1956); 
      - проекты планировки и застройки центра (1954, 1960-1965, 1969, 1978-1981), района Дербышек (1948-1964), соцгорода при з-де №237 (1948-1949), кварталов з-дов "Теплоконтроль" и  "им.Ленина" (1948-1949), застройки ул.Татарстан (1948) и ул.Куйбышева (1948-1953) в г.Казани;
      - генплан г.Альметьевска (1951); 
      - проект застройки в г.Чистополе (в т.ч. центра и квартала 164) (1951-1955); 
      - генплан г.Казани (1965-1969) (совместно с Ленгипрогором);
      - генплан рабочего поселка Азнакаева (1947-1965).

      Сёл:
      - проект застройки Кокушкина (1947-1948); 
      - проект планировки и застройки Новой Письмянке (1949-1967).

      Архитектурные проекты

      Жилые дома:
      - ОК ВКП(б) (ул.Горького, 21а) (1949-1952), повторен в г.Бобруйске (1953) и Йошкар-Оле (1954);
      - МГБ (ул.Маяковского, 28) (1949-1953);
      - Мелькомбината (ул.Декабристов, 183) (1949-1954);
      - жилые дома в Дербышках (1950);
      - жилой дом (ул.Маяковского, 25а) (1950-1952); 
      - п/я №490 (ул.Пушкина, 7-9) (1950-1952) (совместно и с Валеевым И.А.);
      - п/я №423 (ул.Пушкина, 5) (1952-1953) (совместно и с Валеевым И.Г.);
      - СМ ТАССР (ул.Б.Красная, 57б) (1952-1953);
      - (ул.К.Цеткин) (1952-1953);
      - Горжилуправления (Школьный пер., 5) (1952-1954);
      - завода "Теплоконтроль" (ул.Павлюхина, 85) (1952-1955);
      - театра (ул.Искра, 1/4) (1952-1956);
      - (ул.Николаева, 5) (1953);
      - Горжилуправления (Сибирский тракт, 23) (1955-1957);
      - 9-этажный, СМ ТАССР (ул.М.Красная, 14) (1971).

      Общественные здания:
      - реставрация и реконструкция Дома и усадьбы-музея Ленина в с.Кокушкино (1947-1949);
      - комплекс и отдельные здания Казанского Зоо-Ветеринарного института им.Баумана (Сибирский тракт, 35-39)(1950-1956,1961);
      - Дом Советов - административное здание ОК и ГК КПСС (пл.Свободы) (1953-1962);
      - комплекс Республиканской сельскохозяйственной и промышленной выставки (Оренбургский тракт, 8) (1954-1957);
      - комплекс Республиканского стадиона им.Ленина с трибунами на 25000 зрителей (ул.Ново-Кремлевская) (1957-1960), (совместно и со А.А.Спориусом);
      - ЦУМ (ул.Кирова) (1960-1965), (совместно и с Галаниной С.П.).

       

      Агишев Мунир Хасьянович

      1971 - 1990 гг.

       

      Гатауллин Чингис Халилович

      1990 - 1992 гг.

      Заслуженный архитектор Республики Татарстан, награжден медалью Мэра г.Казани "В память 1000-летия г.Казани", почетными грамотами за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие строительства города Казани.

      1992-2009 - начальник Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета г.Казани.

      Логинов Виталий Павлович

      1992 - 1995 гг.

      Председатель правления Союза архитекторов РТ.

      Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

      Заслуженный архитектор Республики Татарстан.

      Кавалер ордена "Знак Почета".
      Реализованные объекты:
      - Большой Концертный Зал РТ;
      - реконструкция  Президентского дворца;
      - реконструкция мэрии г. Казани;
      - реконструкция пригородного железнодорожного вокзала;
      - здание Пенсионного фонда;
      - Баскет - холл;
      - Торгово-развлекательный комплекс "Тандем";
      - Гостиничный торгово-развлекательный комплекс "Корстон" г. Казань;
      - Гостиничный торгово-развлекательный комплекс "Корстон" г. Южно-Сахалинск;
      - Гостиничный торгово-развлекательный комплекс "Корстон" на Рублевке г. Москва.

       

      Гилязетдинов Асхат Рауфович

      1995 - 2004 гг.

      Заслуженный архитектор Республики Татарстан.

      В должности Главного архитектора г.Казани осуществлял руководство по разработке:

      - "Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов" ( 1995- 1996);

      - Федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани" в рамках празднования 1000-летия основания города(1999-2000);

      - Градостроительного Устава г.Казани (1997- 1998);

      - проекта детальной планировки центра г.Казани (2002);

      - по подготовке разработки нового Генерального плана г.Казани (2002-2004гг).

       

      Мавлютов Эрнст Фильсурович

      2005 - 2009 гг.

      Заслуженный архитектор Республики Татарстан, награжден медалью  "В память 1000-летия г.Казани" и серебряной медалью "За трудовые заслуги".

      В должности главного архитектора г.Казани осуществлял руководство: 

      - по реализации Федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани" в рамках празднования 1000-летия основания города (2005);

      - по разработке и утверждению нового Генерального плана г.Казани  (2005-2007) и плана его реализации (2008);

      - проектов планировок городских территорий;

      - по реализации программы "Универсиада 2013 года", включая развитие  транспортной инфраструктуры;

      - руководство по организации творческих архитектурных конкурсов и Международного проектного семинара "Градостроительная реорганизация и развитие приволжских территорий г.Казани" (2008).

       

      Прокофьева Татьяна Георгиевна

      2009 г. - ныне действующий